В ходе трехлетнего плавания в северных морях на аналоге лодки викингов шведские ученые пришли к выводу, что древние скандинавы имели многочисленные «гавани подскока» на своих торговых и военных путях. Там можно было отдохнуть и переждать непогоду.
Археолог Грир Джарретт из Лундского университета в Швеции в течение трех лет путешествовал по следам викингов. Он убежден, что мореходы из прошлого уплывали из Скандинавии намного дальше и проходили маршрутами, более удаленными от суши, чем считалось ранее. В своем исследовании он обнаружил свидетельства существования децентрализованной сети портов, расположенных на островах и полуостровах, которые, вероятно, играли центральную роль в торговле и путешествиях в эпоху викингов. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Archaeological Method and Theory.
Парусная открытая лодка с квадратной оснасткой, похожая на лодки, использовавшиеся в эпоху викингов (800-1050 гг. н.э.) в 2022 году отправилась из Тронхейма за Полярный круг и обратно. С тех пор Джарретт и его команда проплыли более 5000 километров по торговым путям викингов (см. карту).

Путешественники убедились, что лодки этого типа хорошо плавают на открытой воде даже в сложных погодных условиях. Но плавание вблизи суши и во фьордах иногда сопряжено с не менее серьезными, но не столь очевидными трудностями. Подводные течения и ледяные катабатические ветры, дующие со склонов гор, могут быть не менее опасны, чем шторм.
Чтобы определить маршруты викингов, Джарретт опросил моряков и рыбаков о маршрутах, традиционно использовавшихся в 19-м и начале 20-го веков, когда в Норвегии еще были распространены парусные лодки без двигателей.
Викинги не ориентировались по карте, компасу или секстанту. Вместо этого они использовали «ментальные карты», где воспоминания и опыт играли решающую роль. Они также хорошо помнили мифы, связанные с различными прибрежными достопримечательностями.

В качестве примеров можно привести рассказы викингов об островах Торгаттен, Хестмона и Скрова у побережья Норвегии. Эти истории напоминают морякам об опасностях, подстерегающих в этих местах, или об их важности как навигационных знаков.
Разрозненные мифы — последние остатки того, что когда-то было пейзажем, наполненным сказаниями. Джарретт называет это «морским культурным ландшафтом». Маленькие островки, шхеры и рифы — все это было частью паутины историй, которые помогали викингам ориентироваться в береговом ландшафте и передавались из поколения в поколение мореплавателями.
Благодаря непосредственному изучению характеристик лодок и цифровой реконструкции того, как выглядел ландшафт в эпоху викингов, Джарретт в своей последней публикации определил местоположение четырех возможных гаваней викингов вдоль норвежского побережья.
На лодках того типа, что испытал Джарретт, древним мореплавателям было легко входить в гавань и выходить из нее при любых ветровых условиях. Скорее всего, было несколько фарватеров для входа и выхода. Мелководные бухты не были проблемой из-за небольшой осадки лодок. Однако забраться далеко вверх по узким фьордам непросто. На них трудно плыть против ветра с квадратной оснасткой, а лодки чувствительны к катабатическим ветрам.

Гипотеза Джарретта заключается в том, что в эпоху викингов таких маленьких, легкодоступных гаваней было множество. Это были места, где моряки могли остановиться, отдохнуть и встретиться с другими моряками.
В большинстве случаев ученые знают только о начальных и конечных пунктах торговли, которая велась в эпоху викингов. Основные порты — это Берген и Тронхейм в Норвегии, Рибе в Дании и Дублин в Ирландии. Но не менее интересно понять, что происходило во время путешествий между этими крупными торговыми центрами. Джарретт полагает, что существовала сеть мелких гаваней, расположенных на небольших островах и полуостровах, и именно она играла ключевую роль в эффективности торговли в эпоху викингов.

Джарретт и его команда столкнулись с рядом трудностей. На обратном пути с Лофотенских островов в мае 2022 года, когда они проплывали через середину Вестфьорда, сломался рангоут мачты, поддерживающий грот. Авария произошла, когда судно находилось в 25 километрах от берега.
Чтобы удержать парус, морякам пришлось связать два весла вместе и молиться покровителю мореходов Ньерду, чтобы парус выдержал. Бог оказался милостив, и команда благополучно вернулась в гавань, но затем ей пришлось потратить несколько дней на ремонт лодки, прежде чем она снова смогла выйти в море.
Во время другой поездки кит-полосатик внезапно вынырнул на поверхность и взмахнул своим огромным хвостовым плавником всего в нескольких метрах от лодки.

Приключения Джаррета показали, насколько важными были командные взаимоотношения во время путешествий викингов.
Допустим у вас есть лодка, способная выдерживать любые погодные условия. Есть знания побережья и умение ориентироваться в открытом море. Но если у вас нет команды, участники которой готовы сотрудничать и терпеть друг друга в течение длительного времени, путешествия лучше не начинать.
Источник