Красота это социальный капитал — таковы выводы нового международного исследования, которое провели ученые из Университета Мангейма и Швейцарской высшей технической школы Цюриха.
Впервые в истории ученые попытались системно и количественно измерить, как в разных странах мира воспринимается физическая привлекательность и насколько она влияет на успех человека в обществе. Провести столь масштабную работу помогли большие языковые модели, благодаря которым специалисты смогли создать глобальный индекс культурных ассоциаций с понятием красоты.
Как выяснилось, привлекательная внешность почти повсеместно связана в сознании людей с положительными чертами — успехом, надежностью, интеллектом. Однако степень этой связи и ее характер существенно варьируются от культуры к культуре. Авторы исследования — экономист Владислав Милль и его коллега Бенджамин Колер — подчеркивают, что так называемая «премия за красоту», то есть преимущество, которое получают симпатичные люди в карьере, при выборе партнера или в социальной среде, распространена во всем мире, но в каждой стране она имеет свою специфику.
Так, например, в странах Западной Европы — Франции, Италии и Финляндии — красота наиболее прочно ассоциируется с компетентностью, умом и даже моральными качествами. Специалисты интерпретируют это обстоятельство как признак того, что в западных культурах внешняя привлекательность воспринимается как признак силы, эффективности и способности к достижениям. Интересно, что подобная связь была также обнаружена в некоторых странах Африки, в частности, в Сомали.

Совсем иная картина наблюдается в странах Восточной Европы и части Азии. Например, в Румынии или Вьетнаме красота гораздо реже ассоциируется с успехом или умом. Напротив, здесь привлекательная внешность может даже вызывать недоверие и восприниматься как нечто подозрительное или поверхностное. В этих культурах физическая красота нередко отождествляется с недостаточной глубиной, отсутствием профессионализма или низкой надежностью.
На вопрос, почему между странами, порой расположенными недалеко друг от друга, сформировалась такая разница, однозначного ответа у ученых пока что нет. Возможно, это связано с исторически сложившимися культурными и эволюционными представлениями. В ряде обществ красота испокон веков подсознательно интерпретировалась как индикатор здоровья и, следовательно, повышенной приспособленности к выживанию. В других — привлекательная внешность могла восприниматься как нечто поверхностное и даже вводящее в заблуждение, то есть характеризовала ее хозяина как человека ненадежного.

Одним из важных итогов исследования стало осознание того, что стандарты красоты и связанные с ними ожидания — это не просто культурные особенности, а действенные элементы социальной структуры. От восприятия внешности окружающими действительно напрямую зависят важные социальные аспекты, например, шанс получить работу или повышение зарплаты. Это ставит под сомнение само понятие равенства возможностей. Там, где красота вознаграждается статусом, она становится не только эстетической, но и экономической категорией.
Результаты работы дают новые основания для изучения международного неравенства и поднимают важные вопросы о справедливости, дискриминации и механизмах социального продвижения. То, что в одних странах красота открывает двери, а в других — наоборот, вызывает предубеждение, говорит о том, насколько глубоко культурные коды встроены в наше подсознание.
Ранее ученые выяснили, что на самом деле влияет на наш выбор партнера.
Источник