Лопасти ветряных турбин переработали в асфальт

Материал с примесями стекловолокна оказался на удивление крепким и устойчивым к постоянным нагрузкам — за 5 месяцев наблюдений на экспериментальной дороге даже нет трещин.Старые ветряные турбиныИсточник: Unsplash

Ветряные турбины отлично подходят для производства экологически чистой энергии, но утилизация их лопастей, когда приходит время, — это настоящая головная боль. По оценкам Национальной лаборатории возобновляемых источников энергии, только за 2023 год в США выбыли из строя от 3 до 9 тысяч подобных «крыльев», изготовленных преимущественно из стекловолокна — из-за чего они бесполезны для переработки. И эта цифра будет только расти.

Именно поэтому китайские ученые из Ланьчжоуского института химической физики решили пустить выброшенные лопасти на строительство долговечных дорог. Для этого еще осенью 2024 года они раздробили старые «крылья», провели их химическую обработку, добавили полученную крошку в асфальтовые смеси и цементобетон, а после выложили из нового материала участок шоссе. А теперь, 5 месяцев спустя, на дороге не появилось ни трещин, ни колеи.

Интересно, что этот прорыв не единственный в мире, в рамках которого придумали применение для отработанных лопастей. Так, компания Global Fiberglass Solutions создала из них армированные пластиковые гранулы, которые можно использовать для производства долговечных изделий. А стартап Carbon Rivers вообще пустил застывшее стекловолокно на создание термопластичных тканей и деталей сверхпрочных автомобилей.

Также специалисты по всему миру думают, как сделать лопасти ветряных турбин более удобными для последующего использования или утилизации, чтобы решить проблему на корню. К примеру, производят их из древесины или быстрорастворимой смолы. Но пока подобные инновации далеки от реальности и повсеместного использования, так что еще несколько десятилетий нам придется выдумывать новые варианты переработки.

Тем временем в Германии готовят к испытаниям самую длинную в мире деревянную ветряную турбину от компании Voodin Blade Technology. На данный момент от нее готова только техническая часть мощностью 4,2 МВт, а вот лопасти только разрабатывают. Но зато известно, что их длина превысит 50 метров — очень внушительный показатель.

Источник
Скачать на ПК
Оцените статью
Dfiles.ru
Добавить комментарий