Ученые из Университета Нового Южного Уэльса (UNSW Sydney) представили обнадеживающие результаты испытаний новой технологии, способной изменить подход к лечению хронической невропатической боли.
Речь идет о PainWaive — интерактивной игре, которая обучает пользователей управлять активностью собственного мозга, связанной с болевыми ощущениями. Система не требует медикаментов и каких-либо инвазивных вмешательств в мозг и может стать настоящим прорывом в лечении боли, особенно если учесть, что применение опиоидов сопряжено с рядом рисков, в том числе, привыкания к ним.
В основу PainWaive легло многолетнее исследование профессора Сильвии Гастин, посвященное изменениям в таламусе — центральной «переключательной станции» мозга, которая участвует в обработке болевых сигналов. Как выяснила команда ученых, у людей с хронической невропатической болью возникают характерные сдвиги в активности мозга: увеличение уровня медленных тета-волн, снижение уровня альфа-волн и усиление высокочастотных бета-волн. Эти изменения, по мнению специалистов, нарушают коммуникацию между таламусом и сенсомоторной корой, которая занимается регистрацией болевых ощущений. Именно на коррекцию этих аномалий и была направлена разработка нового метода.

В рамках первого пилотного испытания технологии четыре участника получили наборы для домашнего использования: гарнитуру с портативным электроэнцефалографом и планшет с предустановленным игровым приложением. Во время игры устройство отслеживало мозговую активность в реальном времени и реагировало на ее изменения, поощряя пользователя, когда уровни волн приближались к норме. Для того, чтобы нормализовать активность мозга, испытуемым предлагались различные ментальные стратегии — от расслабления до фокусировки на приятных воспоминаниях.
Несмотря на небольшой масштаб исследования, его результаты оказались впечатляющими. У трех из четырех участников уровень боли значительно снизился, особенно ближе к концу четырехнедельного курса. Эффект, по словам ученых, был сопоставим, а в некоторых случаях и превышал действие обезболивающих препаратов. Кроме того, пациенты отмечали ощущение контроля над своим состоянием — возможность самостоятельно управлять болью в привычной домашней обстановке стала важным психологическим аспектом терапии.

Интересно, что команда разработчиков не просто адаптировала существующее оборудование, но создала собственное техническое решение. Благодаря 3D-печати и применению открытых технологий, стоимость гарнитуры удалось снизить до 300 долларов — это в десятки раз дешевле коммерческих ЭЭГ-систем. При этом устройство оказалось легким, удобным и простым в использовании, и одновременно достаточно качественными для точного анализа мозговой активности.
На волне успеха первой фазы PainWaive, ученые запустили два новых клинических испытания: одно будет посвящено лечению хронической боли в спине, другое — пациентам с повреждениями спинного мозга. Ученые надеются, что технология найдет широкое применение в будущем и миллионы людей по всему миру получат доступ к эффективному и безопасному методу борьбы с хронической болью без зависимости от лекарств.
Ранее ученые разработали видеоигру, которая поможет выявить аутизм всего за 1 минуту.
Источник